Новосибирские хирурги впервые в России спасли пациента с неправильным током крови

Трагедия, которая произошла с 42-летним барнаульцем Владимиром Маливаном 10 января 1994 года, перевернула его жизнь навсегда, а в последнее время сделала ее просто невыносимой.

— На охоте это произошло, — начинает мужчина и умолкает.

Он не хочет вспоминать обстоятельства, а тем более описывать их посторонним. Не признался даже врачам. Нам ответил лишь после настойчивых расспросов. Он получил огнестрельное ранение — дробь угодила в правый бок чуть выше бедра и создала огромную проблему, на врачебном языке — артериовенозный сброс. А по-простому: между веной и артерией образовалась фистула — «мостик», который позволил крови течь так, как ей вздумается, а не как положено — отдельно по вене, отдельно по артерии.

— Тот день я не забуду никогда. Сколько лет… — затихает Владимир. — Сначала была сложная операция. Очень долго восстанавливался. Года три было все нормально. А лет 15 назад я захотел пробежаться и почувствовал: не могу. Сердце колет, задыхаюсь. Остановился. Сам себя не узнаю. С этого и начались проблемы. И я понял, что моему здоровью… не есть хорошо. У нас на Алтае все врачи говорили, что надо делать операцию, но сами за нее не брались.

А в это время злополучный «мостик» делал свое дело. Колоссальное давление в легочной артерии (47 — 49 при норме 12 — 15 мм ртутного столба) крови, которая свободно смешивалась между сосудами, создало в организме настоящую бомбу — аневризму (расширение сосуда) диаметром 10 сантиметров, которая могла разорваться в любой момент и привести к гибели. К тому же расширение давило на нерв в спине.

— Я знаю, что затянул с решением проблемы. Слишком долго с этой травмой ходил. Кардиолог сказала, что сердце сейчас уже повреждено. Нужно было делать операцию, когда появились первые симптомы, — говорит Владимир. — Последние полгода не мог даже ходить по дому. Лежал. Метров 150 пройду — и мне нужно сесть и минут 10 отдышаться, иначе упаду и просто задохнусь. Мучили жуткие боли в спине и ноге. Аневризма передавливала нерв до такой степени, что ноги отказывали. Много раз такое было — иду по дому и упал. Жена подбежит… На диване полежу немного — и все в норму вроде приходило. Я решился на операцию, потому что не мог больше так. Хотел жить нормально и работать. У меня семья, дети, две дочери — одной 10 лет, другой — 5.

О том, что помочь смогут в Национальном медицинском исследовательском центре имени академика Е. Н. Мешалкина, семья узнала случайно. Но решиться на такую операцию, конечно, было непросто.

— Врать не буду. Мы настраивались. Мы знали, что я могу не вернуться домой. И жена, и мои родители — все были готовы к этому. У нас в семье — лучше в глаза сказать, чем таиться. Конечно, было очень страшно, — вспоминает Владимир.

Операцию провели в Новосибирске в середине апреля.

— За последние 20 лет в мировой хирургической практике описано всего восемь оперативных вмешательств при длительно существующем артериовенозном сбросе. В российской научной литературе описаний подобных вмешательств не встречается, — прокомментировали уникальную операцию специалисты Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е. Н. Мешалкина.

Врачи отделения сосудистой патологии и гибридных технологий клиники — заведующий Павел Игнатенко и сердечно-сосудистый хирург Артем Рабцун — исправили патологию с помощью шунта, а также «обезвредили» аневризму.

— Контрольные результаты обследования показали, что установленный шунт функционирует удовлетворительно. Кровь из артерии пациента больше не поступает в венозную систему. И давление в легочной артерии уменьшилось до нормы, диаметр подвздошных вен и нижней полой вены на всех уровнях уменьшился в два раза. После реабилитации у мужчины значительно возрастет толерантность к физическим нагрузкам, через полгода он сможет вернуться к полноценной жизни, — дает прогноз сердечно-сосудистый хирург Артем Рабцун.

Спустя три недели после операции Владимир уже был дома, в кругу семьи.

— Я так благодарен врачам, честное слово, от всей души. Дай Бог им здоровья. У меня даже нет слов. Большое спасибо. Они меня просто спасли, понимаете. Мне так было плохо, я думал, что уже все. Весь персонал обо мне так заботился, за мной очень хорошо ухаживали, — с трепетом в голосе говорит мужчина и с надеждой делится своими планами: — Хочу работать. Не боюсь никакой работы. Всю жизнь работал на машине: и на автобусе, и дальнобойщиком. Руль и дорога — это для меня все. Не хочу дома сидеть, как дед старый. Я выздоровею и, надеюсь, смогу работать. Не так, как раньше, но хотя бы как-то. Я верю, что все будет хорошо.

Сейчас у Владимира впереди длительная реабилитация, но он уже спокойно ходит по дому, а также забыл об изматывающей боли в спине. Сможет ли он вернуться за руль — покажет только время.